Про нас Арти Милана Шеана Кайл

3031

Канада: Август 2009. Монреаль и Квебек-сити 21-Авг-09, Птн, 18:28

Канада: Август 2009. Торонто и Ниагара

Позавтракав и закидав чемоданы обратно в машину, мы выехали в сторону Монреаля. Эта дорога была нам уже немного знакома, ибо в мае мы в Монреаль уже прокатились. Да и покороче это путешествие было, чем от Оттавы до Торонто с Ниагарой.

Выезд в Монреаль, надо сказать, был слегка подпорчен обнаруженной пропажей: мама забыла свои таблетки в Ниагарской гостинице. Таблетки важные, так что в первый момент после обнаружения пропажи мы были в некотором шоке. С одной стороны, не ехать же обратно в Ниагарскую гостиницу - это ж больше 1000 км туда-обратно. Подобная поездка поставила бы крест, как минимум, на посещении Монреаля. - мы бы не успели по времени. С другой стороны - таблетки таки важные и их отсутствие могло поставить крест на всем путешествии вообще. Вобщем, сели мы, почесали репу, и пришла в нашу репу (уж не помню в чью именно) гениальная мысль - позвонить в гостиницу и попросить переслать нам таблетки курьерской почтой. Сказано - сделано. Т.е. таблетки в гостинице нашли, в UPS их передали, из UPS через день перезвонили и  даже переслали их в гостиницу в Квебек-сити. Сервис, а?!

Во второй раз Монреаль нас встретил также, как и в первый - мой GPS в даун-тауне отказался работать. Благо, что ехали мы с двумя GPS-ами, а у второго была выносная антенна с большей чувствительностью, так что к гостинице мы в конце-концов приехали. Гостиницу в Монреале я нашел практически в самом центре города - в двух кварталах от монреальского Нотр-Дама. Помимо расположения сам номер был просто шикарен: всего за 250 долларов за ночь мы получили двухэтажную свиту с тремя спальнями, тремя туалетами, одной огромной ванной, двумя душами и огромной же гостиной. А также стиралкой, сушилкой, полностью оборудованной кухней и те де, и те пе. В общем не гостиница даже, а просто подъезд в пятиэтажном доме со сдающимися оборудованными квартирами. Всем перечисленным мы, разумеется, не воспользовались, ибо в Монреале мы провели в общей сложности всего одну единственную ночь.

Из гостиницы мы первым делом направились в близлежащий ресторан. В основном, чтобы накормить детей. Ну, и заодно и самим покормиться. Сие удовольствие мы растянули и очень жаль. Ибо, как оказалось впоследствии, мы пропустили световое шоу, происходящее в монреальском Нотр-Даме каждый вечер, начиная со вторника. В интернете на каком-то сайте упоминалась среда, поэтому я особо и не рассчитывал это шоу увидеть - в среду вечером мы планировали находиться уже на пути в Квебек-сити. В общем, жаль, но не в последний раз. По крайней мере мы с Милой вполне может прокатиться в Монреаль еще не раз.

После ресторана мы пошли по плюс-минус тому же маршруту, по которому ходили в наш первый визит в Монреаль: старый порт, рынок Бонсекур, городская ратуша и наконец Нотр-Дам. Было уже довольно поздно, потому внутрь мы уже не зашли. Зато решили покататься на карете. Каретный "водитель" устроил нам мини-экскурс, который был больше "мини", чем экскурс - рассказ про каждое здание начинался словами "Вот это вот красивое здание..", "это прекрасное здание", "это замечательное здание" и т.д. и эти фразы составляли примерно половину рассказа о том, что ж это за здания такие. Ну, да ладно - мы вообще не на экскурсию рассчитывали, а на то, чтобы нас покатали. На обратном пути по направлению к гостинице мы услышали шум, доносящийся с известной монреальской пешей улицы им. Жака Картье, на которой постоянно проходят всякие уличные представления. Вот и на сей раз какой-то стендапист развлекал толпу с помощью отдельных её (толпы) представителей.  В смысле, вытянул несколько человек из толпы и говорил им, что делать. Ну, а остальная часть толпы, соответственно, ухахатывалась с того, что получалось.

На следующее утро мы таки добрались до "внутренностей" Нотр-Дама. Внутри Нотр-Дам был красив. И даже очень красив! Мы все прибалдели от сочетания голубой подсветки с золотым убранством. Само собой напрашивалось сравнение с Небом и Солнцем. Даже родители, видевшие несметное кол-во всяких разных соборов (включая и разные Нотр-Дамы), признали, что такого оригинального сочетания они еще не видели.

После Нотр-Дама мы поехали посмотреть на ораториум Св. Иосифа - это место упоминалось на различных сайтах и в путеводителе. Что там в точности было - я уже не очень помню. Помню, что сие огромное здание было выстроено на горе и мы все удивлялись, как же его построили в ту пору, когда подъёмных кранов, экскаваторов и прочей строительной дребедени еще не было. Еще порадовал стык нового и старого миров: здание в общем-то старое, но освещение - электрическое, да еще лифты с эскалаторами. Еще запомнился вид сверху - чем-то напомнил Бахайские сады в Хайфе, так же всё зелено, ровненько пострижено, ухожено.

Следующим пунктом был знаменитый монреальский Биодом, который расположен по соседству с Олимпийским стадионом (построенным к Олимпийским играм 76-ого года). Изначально в здании теперешнего Биодома был крытый велодром, а Биодомом сие здание стало в 92-ом году. Знаменит Биодом тем, что в нем сделали не простой зоопарк, а попытались воссоздать естественную среду обитания животных. Так, в антарктической секции действительно веяло антарктическим холодом несмотря на то, что сама секция была за стеклом. А в "джунглях" было жарко и влажно, среди лиан резвились разноцветные птицы, а внизу "грелся на солнышке" настоящий крокодил. В "морской" секции действительно все дышало морем - огромное помещение с огромным же водоемом, вместо стен - нагромождение камней, уходящее под потолок, и все это заполнено гомоном морских птиц, пролетающих над самыми головами. Еще интересно то, что секции были многоуровневыми: надводными и подводными. Т.е. в тех же джунглях можно было спуститься вниз и через стеклянную стену посмотреть на рыб, плавающих в водоеме. Рыбины, надо сказать, были "по пять рублей" - некоторые чуть ли не метра два в длину. Жаль только, что все это дело я не запечатлел на фото. Вообще я надо сказать разленился - фотоаппарат, если и беру с собой, то почти не достаю из сумки. Сам не знаю почему .

После Биодома мы вначале планировали зайти в Инсектарий, но, увы, планам не суждено было сбыться, ибо времени на Инсектарий уже не оставалось: время было уже послеобеденное, а до Квебека ехать - порядка 250 км. Поэтому мы загрузились в наш миниван и отчалили в северном направлении.

В Квебек мы приехали уже к вечеру. О дороге рассказывать особо нечего кроме разве что самого последнего ее участка - перед самым Квебеком мы пересекли реку Св. Лаврентия по длинному железному мосту. Оттавская река тоже не самая узкая, но около Квебека река Св. Лаврентия разов в 4-5 шире. Не Кременчугское водохранилище (жил я когда-то по соседству), конечно, но полкилометра моста - это тоже ощущается. А вид там какой открывается на реку - обалденное нечто. Я опять-таки не сфотографировал (кабы я не за рулем был - уже не помню, мы с папой менялись постоянно), но похожий вид открывался с водопадов Монморанси (собственно, та же река, но чуть севернее) - на фото слева.

Квебекская гостиница нас одновременно порадовала и расстроила. Порадовала несколькими вещами, начиная с того, что у нас это было первой гостиницей, в которой машину забирают у входа и отвозят на парковку сами гостиничные служащие. У родителей уже был подобный опыт, но мы такое видели разве что в фильмах. Мелочь, а приятно. Второй порадовавшей вещью был "коннекшн" между номерами. Говоря по-русски - дверь, через которую можно друг к другу в гости ходить, не выходя в коридор. Детям сие очень понравилось и они постоянно бегали к дедушке и бабушке в гости. Что нас расстроило, так это расположение гостиницы. Впрочем, это мой личный недосмотр. Дело в том, что когда я наспех (почему наспех я написал в предыдущей записи) подыскивал гостиницу, то не учел топографию местности. От гостиницы до центра города было всего полтора километра, но полтора километра бывают разными. В данном случае эти полтора километра были в гору. Причем под довольно крутым углом. Это мы обнаружили в первый же вечер в Квебеке, когда решили перед сном прогуляться до центра города. До центральной площади в Верхнем городе (Старый город Квебека разделен на Верхний и Нижний) мы добрались с языками за плечами (вот оно наследие сидячей работы). В виду того, что в это "путешествие" потащил всех ваш покорный слуга, чувствовал я себя всю дорогу не очень уютно. Родители по пути пару раз сказали нечто типа: "Ну, Тёма, если там наверху не будет что смотреть... " и делали многозначительную паузу. Что там скрывалось за этим многозначительным многоточием я так и не узнал, ибо на моё счастье смотреть таки было на что несмотря на то, что к тому времени уже стемнело - на часах было уже что-то между девятью и десятью вечера. В виду того, что время было позднее, гулять мы особо не погуляли, а просто посидели около фонтана, передохнули и пошли назад к гостинице (благо, на сей раз - вниз).

Следующий день мы посвятили не самому Квебеку, а тому, что лежало к северу от него. Начали мы с того, что поехали на водопады Монморанси. Что я вам скажу... по объему это, конечно, не Ниагара, но водопады Монморанси выгодно отличаются тем, что на них нет такого кол-ва туристов. Да и вообще место более "дикое" что ли. Нет ощущения "закованности в латы цивилизации". Кроме этого эти водопады еще и выше Ниагары - на целых тридцать метров. Наверх мы поднялись на фуникулёре, купив билет в обе стороны. Однако воспользовались мы лишь одним направлением - оказалось, что весь пеший маршрут, включающий в себя и спуск по деревянной лестнице по склону горы, не такой уж и длинный - всего километра два с половиной. При том, что почти не было участков, на которых надо подниматься наверх.  Только что солнце светило вовсю и на открытых участках было довольно жарко. Благо по всему маршруту были разбросаны крытые беседки. Буквально из первой же беседки мы увидели оригинальный вариант надписей а-ля "Здесь был Вася". Такого варианта не видели ни мы, ни родители: какой-то чудак около самого подножия водопада таскал брёвна и выкладывал из них те самые упомянутые слова (ну, не совсем те самые , имена отличались). Следующим интересным пунктом был мост над самым водопадом - прямо над всеми 84 метрами низвергающейся воды. Фотоаппарат не может передать всего объема, а жаль. Дальше, уже на спуске по склону горы, мы увидели еще одно красивое явление - две яркие радуги, переливающиеся в облаке у подножия водопада.

После водопадов на очереди были киты. И вот тут нас чуть не ждал самый большой облом за все наше путешествие. Дело было опять-таки в том, что карта не дает четкого представления о том, каковой в реальности является дорога. Карта показала, что до "китовой" станции примерно 175 км. По моим прикидкам такое расстояние можно проехать часа за два, так что по моим же прикидкам трех часов должно было хватить с запасом. Поэтому на водопадах мы особо не спешили и выехали оттуда примерно в час дня (корабль отходил от станции в четыре часа). Каково же было мое удивление, когда GPS показал, что до станции три часа пути вместо запланированных двух. Я вначале подумал, что GPS слегка ошибается, но начало пути показало, что он таки не ошибается, а ошибаюсь я. Ибо начало пути было обозначено знаками ограничения скорости 70км/ч, бесчисленным кол-вом светофоров и дорожными работами. Ну, о дорожных работах, положим, GPS не знал, но это лишь усугубило дело. В общем на первые километров 70 у нас ушло больше часа. Последующие же километры представляли из себя горный серпантин. Увидев, что GPS показывает время прибытия в 16:10, я слегка запаниковал - за билеты-то мы уже заплатили заранее. Вспомнив свой израильский стиль вождения, я ломанул по тому серпантину куда быстрее разрешенных на том участке 80 км/ч. Светофоров и дорожных работ там, благо, не было, так что на относительно ровных участках дороги можно было разогнаться и до 125-130. Всё бы здорово, и время пребытия перенеслось с 16:10 на 15:50, но недолго музыка играла. На сей раз виноват был именно GPS, решивший срезать через какие-то деревни. Первая деревня встретила нас указателем "только налево", где GPS хотел повернуть направо. Вторая деревня встретила нас очередными дорожными работами и стрелками с надписью Detour (объезд). Навернув несколько кругов, мы так и не поняли, как из этого объезда выбраться, потому "отловили" какого-то местного жителя, чтобы рассказал, как вернуться обратно на трассу. А не тут-то было - местный житель по-английски знал лишь "хэллоу", а я по-французски знал, соответственно, "бон жур" (я, правда, знал еще пару фраз по-французски а-ля "шерше ля фам" и "се ля ви", но это все ж таки из другой оперы ). С помощью листка бумаги языковые проблемы были разрешены, но, увы, время прибытия опять сдвинулось в сторону 16:10. Мы поняли, что никакие силы приехать вовремя нам не помогут, и  воспользовались последним средством - телефоном. Т.е. мы позвонили на "китовую" станцию и сообщили им, что мы едем ажно из Квебека и из-за дорожных работ и всех объездов мы чуть-чуть, но опаздываем. Нам ответили, что постараются сделать все возможное, но надолго задержать корабль с сотней пассажиров они не могут. И не смогли - когда в 16:10 мы таки приехали на станцию, корабля уже и след простыл. Но милая девушка на станции обрадовала нас тем, что она успела перепродать наши билеты в другую фирму, корабль которой отходит в 17:00. Станция той фирмы была (по словам девушки) в 24 км к северу, поэтому мы, наспех ее поблагодарив, продолжили нашу гонку (на часах уже было 16:20, а 24 км по серпантину - это не 24 км по хайвею)... Через 24 км обещанной станции мы не увидели. Не увидели мы ее и через 25 км..  И через 26 км.. Более того, дорога в том месте и близко к реке не подходила, а петляла на приличной высоте. Надежды увидеть китов снова начали таять и единственным утешением была мысль о том, что, возможно, девушка ошиблась с первой цифрой и станция находится не в 24, а в 34 км к северу. И действительно, ровно на 34-ом километре показался долгожданный мотель (внутри которого был офис станции). На часах было без десяти пять и мы наконец-то вздохнули.

От мотеля до корабля нас отвёз мини-автобус. И тут мы обнаружили, что забыли всю теплую одежду в миниване. О чем мы вскорости весьма пожалели - как и обещали, стоял дикий дубак, несмотря на середину августа. Ощущение было очень оригинальным: солнце припекало, но ветер был настолько холодным, что ощущалось дыхание Арктики. Хотя до Арктики от того места еще тысячи и тысячи километров, так что скорее это было дыханием Гудзонского залива. В общем, хорошо, что у родителей нашлись запасные свитера, а иначе дали бы мы дуба на том корабле. Однако киты того стоили! Тем более, что судя по реакции девушки-гида нам несказанно повезло увидеть то, что обычно увидеть не удаётся. Это и выпускаемые китами фонтаны, и поднимающиеся из воды спины в 20-30 метрах от корабля, и даже то, как киты-самцы выпрыгивают из воды для привлечения китов-самок. Правда, ни царя китов - Голубого кита, ни кашалотов увидеть не удалось, несмотря на то, что в августе они периодически в реку Св. Лаврентия заплывают. Но белых, как молоко, белух и 7-8-метровых черных, как смоль,  малых полосатиков (Minke whale) увидели и немало. А еще вдовесок к ним - стаи морских котиков, которые высовывали свои "собачьи" (не ругательство так они выглядят) морды в считанных метрах от корабля. Надо сказать, что фотографировать китов было весьма сложно. Это не дельфины, которые выпрыгивают из воды каждые пару десятков метров. Кит, если ныряет, то ныряет конкретно - от места ныряния до места выныривания может быть не одна сотня метров. Так что, если не успел поймать момент - ищи-свищи ветра в поле. Т.е. иди гадай, где он над водой покажется. Пару раз они показывались в 20-30 метрах от корабля. Но в основном - в сотнях метров. А для подобной съемки нужен телеобъектив. В общем, я даже не пытался фотографировать, папа же нащелкал пару десятков снимков, но получилось всего 3-4. Их я и позаимствовал . В смысле, снимки китов, которые вы тут видите - папины.

Следующий день мы целиком и полностью посвятили Квебеку. Начали мы с того, что поехали в Нижний город и несколько часов побродили по его узким мощеным улочкам - rue Notre Dame, rue Du Petite Champlain. На первой же улице на маленькой площади около маленькой церквушки (очередной Нотр-Дам) нас ждал Сюрприз с большой буквы. Начать надо с того, что у мамы из-за давления (таблетки пришли только вечером того же дня) дико болела голова. И вот, на этой самой площади мы вдруг услышали звуки, от которых у мамы голова сразу прошла. Эти звуки не были звуками органа из церкви. Эти звуки также не были звуками гитары или другого подобного инструмента уличного музыканта. Эти звуки были ни на что ни похожи и в то же время почему-то очень знакомы...

Вы когда-нибудь заставляли какой-нибудь бокал "петь"? Налить в него немного вина (вода тоже сойдёт), смочить палец и начать водить им по краю бокала, пока бокал не начнет гудеть, словно колокол, на какой-то ноте. Почти в каждом ресторане я не могу удержаться, чтобы не "зазвенеть" каким-нибудь бокалом. Но я никогда не мог себе представить, что это баловство можно превратить в Музыку. А вот тот уличный музыкант, который стоял около упомянутой церквушки, смог. Перед ним стоял неказистый столик, на котором рядами стояло полсотни бокалов, в каждый из которых было налито определенное количество воды. А он играл на них в две руки, в десять пальцев. Вот он надавил чуть сильнее и провел пальцем круг - бокал "запел" сильно и звонко. Вот он, слегка прикасаясь пальцами, сделал несколько "мазков" - словно скрипач постучал смычком по струнам. Я стоял, слушал и пребывал в таком же состоянии, в котором был на CN Tower, когда ноги приросли к стеклянному полу. Я не мог шевельнуться, а на глаза наворачивались слёзы от избытка эмоций - было в этом звучании что-то совершенно неземное. Когда он сделал паузу, родители решили купить один из его дисков. Когда спросили его, какой он посоветует, он достал два из трех дисков и сказал: "Вот этот вот больше раскупается, но я сам люблю второй". Искушением было купить-таки второй, на котором были записаны какие-то совершенно незнакомые мелодии. Но в конце-концов родители остановились на первом - сборник известных мелодий разных времён.

Второй сюрприз преподнесла соседняя площадь: стена одного из зданий была разрисована сверху-донизу, являя собой продолжение пейзажа. Мощеная улица будто бы уходила дальше по стене. А по обеим сторонам "улицы" стояли дома, из окон которых "выглядывали" "люди". Сам я продолжал лениться и ничего не сфотографировал. Но посмотреть на эту стену можно, например, вот здесь.

Третьим сюрпризом была нумерация домов. Вы когда-нибудь видели дом номер 741/4 (как ж/д платформа из фильма о Гарри Поттере)? А вот на улице Du Petite Champlain таких "четвертушек" было немало. Мы не сразу догадались, что подобная нумерация - вариант привычной нам буквенной нумерации а-ля "10а, 10б, 10в...".

Из Нижнего города на фуникулёре мы отправились в Верхний город. На наше счастье очередь на этот фуникулёр была куда короче той, что была на Ниагаре. Наверху первым же пунктом был отель Шато Фронтенак - именно он присутствует на всех фотографиях Квебека, являясь своеобразной визитной карточкой города. Рядом с Фронтенаком погуляли по небольшой площади (Place d'Armes), в центре которой находится очень красивый фонтан (Monument to the Faith). Затем от фонтана пошли гулять по террасе Dufferine, В путеводителе, купленном за пару дней до путешествия, про эту террасу сказано, что выглядит она также, как и 100 лет назад, когда леди в пышных платьях с зонтами и джентельмены  в высоких цилиндрах с тростями в руках неспешно прогуливались солнечными вечерами, наслаждаясь открывающимися оттуда видами реки. И действительно, выглядела она совершенно не по-современному - никакого тебе асфальта, лишь деревянный настил, но такой ширины, что некоторые проспекты могут позавидовать. Так что очень легко в воображении можно было перенестись на 100 лет назад. Мы, правда, были без цилиндров и зонтов, но видами насладились .

В конце террасы начинался Promenade des Gouverneurs, ведущий наверх вдоль стены знаменитой Квебекской Цитадели. Путеводитель гласил, что променад насчитывает 310 ступенек. Вся женская половина полным составом считать их наотрез отказалась. Мы же с папой решили пройтись наверх хоть чуть-чуть, да посмотреть, что оттуда видно. Слово за слово "чуть-чуть" закончилось на самом верху. Ну, а коли мы на самый верх забрались, то решили пройтись "чуть-чуть"  вдоль стены Цитадели прежде, чем спуститься вниз. Если вы думаете, что это "чуть-чуть" было короче предыдущего, то вы сильно ошибаетесь. Это второе "чуть-чуть" закончилось тем, что мы обежали Цитадель вокруг и подошли к ожидающей женской половине с обратной стороны.

После этого мы разошлись в разные стороны: родители пошли в знаменитый монреальский цирк де Солель (на этой неделе он как раз был с гастролями в Квебеке), мы же вернулись в Нижний город и прогуляли всё то время, пока родители были в цирке. Вначале планировали поехать в гостиницу, но потом решили, чем родителям искать такси, так проще их после цирка забрать. Так что мы часа три еще погуляли по городу, заодно щёлкнули ночной Фронтенак. Три часа пролетели довольно быстро и мы, забрав родителей, вернулись в гостиницу, чтобы следующим утром выехать из Квебека обратно в Оттаву.

Вот такое вот путешествие у нас было.